Проект «Мистический Санкт-Петербург»

Блуждающие памятники

 

Санкт-Петербург — гранитный город,

Взнесенный Словом над Невой,

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы

Виденья двухсотлетних снов,

О, самый призрачный и странный

Из всех российских городов!

 

Недаром Пушкин и Растрелли,

Сверкнувши молнией в веках,

Так титанически воспели

Тебя — в граните и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,

И в завываньи зимних пург

Ты всех прекрасней — несравнимый

проект

участники проекта

Блистательный Санкт-Петербург!
Сколько названий у нашего города: Санкт-Петербург – гранитный город, блистательный, странный город, мистический, город-памятник… — город памятников.

В Петербурге много странных, необычных памятников, которые имеют свою таинственную историю… Нас заинтересовали блуждающие памятники – памятники, которые долго не могли поставить точку в своем скитании по городу.

нос1

 

Тема первая – Нос. Эта загадочная история произошла на рубеже 20 и 21 веков…

В мире 4 памятника Носу, и все они связаны с Н.В. Гоголем. Три из них – в нашем городе, один – в Киеве.

Многие читали повесть Гоголя «Нос», рассказывающую о том, как у майора Ковалева в одно прекрасное утро не оказалось на месте носа: пропал Нос – сбежал просто, чуть не испортив ему не только внешность, но и карьеру. Фантастическая история о гуляющем по Петербургу Носе в чине статского советника вдохновила наших современников на создание необычного памятника.

 

Памятник, названный «Нос майора Ковалева», открыли в Санкт-Петербурге в октябре 1995 года. Это был просто нос, немного кривой, достаточно крупный, толстый, розового цвета…

Скульптуру весом 100 килограммов установили на фасаде дома №11 по проспекту Римского-Корсакова.

 

В сентябре 2002 года памятника на месте не оказалось… Нос майора Ковалева тоже мог покидать своего владельца и свободно разгуливать по городу. И петербуржцы шутили, что он просто по привычке отправился прогуляться.

 

Исчезновение памятника вызвало целую серию журнальных статей с интригующими названиями (как раз перед этим в очередной раз был украден и возвращен знаменитый Чижик-пыжик):

«Вы не видели Нос?», «Нос майора Ковалева снова в бегах», «Чижик-Пыжик вернулся, а Нос майора Ковалева пропал», «Чижик вернулся. А нос пропал». «Хвост вытянешь, нос воткнешь». «Нос-тальгия».

 

В 2003 году архитектор В.В. Бухаев воссоздал памятник. Так появился Нос № 2. Копия была меньше размером и с бородавкой на конце носа.

К счастью, в том же году Нос № 1  был найден на лестничной площадке дома в том же районе и установлен почти на прежнее место. На этот раз при установке памятника использовали более прочные крепления.

нос3

Газеты опять откликнулись радостными заголовками: «Что на Фонтанке пропало, то на Подьяческой нашлось», «Чижик-пыжик опять с «Носом»», «Нос майора Ковалева двоится на глазах»

 

А что же было делать со вторым памятником? И 1 октября 2003 года «Нос № 2» укрепили на   «Музее городской скульптуры».

Так в Петербурге появилось два почти одинаковых памятника. У Носа № 2 на носу бородавка. У майора Ковалева на носу был прыщик.

Нос № 3 появился в Киеве в июле 2006 года   на доме № 34 по Андреевскому спуску. Это не нос майора Ковалева – это «Нос Николая Гоголя». Говорят, что именно здесь Гоголю пришла в голову идея этой фантастической повести. Киевский памятник Носу довольно быстро приобрел популярность. Все обязательно держатся за гоголевский нос, чтобы полностью излечиться от насморка.

И, наконец, Нос № 4 был открыт в здании восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета   к 200-летиею со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, в 2008 году. Перед нами Нос – статский советник, в шинели, с тростью и шляпой. Он выше чином, чем оставленный им хозяин. Нос пополнил коллекцию скульптур – по традиции ежегодно 23 мая (традиционный день филолога и востоковеда) филологи открывают новую скульптуру на Площади лабиринта.

 

нос4

Тема вторая – необычные памятники Петру Первому.

Памятников Петру Великому, основателю города, в Санкт-Петербурге около десяти.

Мы расскажем о самых необычных.

плоник

Например, памятник царю-плотнику, что на Адмиралтейской набережной, делали целых четыре раза.

Первый раз памятник был установлен в 1910 году по заказу Николая II на Адмиралтейской набережной.

Памятник так всем понравился, что было решено подарить копию памятника в Голландию, где Петр обучался корабельному делу. Сделали фигуру в половину размера, но она оказалась маленькой для центральной площади города Заандама, где, собственно, Петр I и обучался корабельному делу… И ее установили в Летнем саду. А для Голландии сделали третьего Петра.

Судьба российских памятников оказалась грустной: их уничтожили в 19 и 34 году как «антихудожественные и уродливые». А памятник № 3 дал жизнь четвертому:

В честь трехсотлетия Российского флота с него была снята копия и подарена Петербургу. Так царь – плотник вернулся на свое место через 77 лет.

 

петр1

Самый первый памятник царю начали делать при жизни Петра, а установили почти сто лет спустя… Где же находился он столько времени?

С одобрения Петра над памятником работал Бартоломео Растрелли. Но ранняя смерть царя, борьба за трон помешали закончить памятник.

 

И вот уже дочь Петра Елизавета и сын скульптора Франческо Растрелли завершают дело родителей. Растрелли в 1747 году подает императрице уведомление о том, что работа окончена. Начинается отливка… Между тем готовому памятнику суждено еще более сорока лет простоять полузабытым в сарае около Троицкого моста…

 

Екатерине, пришедшей к власти, памятник не понравился. Она приглашает француза Фальконе, и тот за двенадцать лет создает своего знаменитого Медного всадника. Скульптура Растрелли так и остается в сарае ждать счастливой звезды.

 

Последней страницей в этой долгой истории становится короткая эпоха правления сына Екатерины Павла I — именно он вытаскивает бронзового Петра из забвения (из деревянного сарая)) и устанавливает у стен Михайловского замка, своей парадной резиденции. Не жалуя государственных решений матери, Павел отвечает своим Петром на екатерининского Медного всадника. На пьедестале лаконичная надпись: «Прадеду правнук. 1800». Вспомнив, что посвящение на Медном всаднике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая», можно легко провести параллель и понять, в чей огород закинут этот бронзовый булыжник.

 

 

А первый памятник Петру, появившийся в Петербурге, — Медный всадник, названный так по поэме А.С. Пушкина. Этот памятник никогда не покидал своего места, только в художественных произведениях А.С. Пушкина и Андрея Белого он скачет по городу.

Источником этих странных, фантастических сюжетов стали легенды и мифы, которыми окружен памятник.

Когда в 1812 года над Санкт-Петербургом нависла опасность вторжения войск Наполеона, Александр I приказал вывезти статую Петра в Вологодскую губернию. В это время майору Батурину несколько раз снился один и тот же сон: Он на Сенатской площади. Бронзовый Пётр поворачивается, затем съезжает с постамента и направляется к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Петр говорит царю: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Император, узнав про сон, отменил своё решение и оставил памятник Петру на месте.

Возможно, именно легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». И по этой же причине памятник оставили на месте во время Великой Отечественной войны.

Тема третья – Городской оксюморон (парадокс): противостояние двух всадников.

 

Во дворе Мраморного дворца в последние 3 года стоят друг напротив друга два памятника: последний конный памятник царю, Александру III, и памятник «Первый всадник», изображающий восточного ребенка верхом на динозавре.

 

Памятник Александру III работы итальянского скульптора Паоло Трубецкого испытал немало, прежде чем попал во двор Мраморного дворца. Его установка на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) в 1909 году вызвало много споров и негодований. После того как с бронзового всадника сняли покрывало, равнодушных среди зрителей не осталось. Суждения были сами полярными — от восторженного восхищения до убийственной критики. По Петербургу пошли гулять стишки:

Стоит на площади комод,

На комоде — бегемот,

На бегемоте – обормот,

На обормоте — шапка.

Многим памятник не нравился. Слишком уж не царственным, грузным был царь, толстым был конь… После революции на памятнике выбили стихи Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья.

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

 

В 1937 году памятник убрали, и долгое время он стоял на заднем дворе Русского музея, пока в 1994 году ему не нашлось место у Мраморного дворца, откуда убрали броневик Ленина.

 

А в 2007 году напротив последнего всадника появилась современная скульптура, названная Первым всадником. Шестиметровая фигура динозавра с китайским ребенком очень напоминает Медного всадника, Явная дисгармония двух памятников вызвала волну протестов. Сейчас динозавр зашит в деревянный ящик. Его судьба решается.

 

Перемещение памятников по Санкт-Петербургу продолжается…

 

 

Над проектом работали в 2011 году: Оверченко Мария, Захарова Анастасия, Свенсон Елизавета, Ильина Дарья. Руководитель – Лазо Елена Юрьевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Архивы

  • Календарь

    Август 2020
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31  
  • Опросы

    Нашей школе нужна электронная версия журнала "ДИВО"?

    Просмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
Перейти к верхней панели